Айдар Нуриев, мастер автогоночных дебютов

Привет друзья! Продолжаю серию негрузящих иллюстрированных рассказов о российских автоспортсменах, и сегодня повествование посвящено казанцу Айдару Нуриеву. Он один из самых успешных гонщиков нашей страны за последние годы, и несмотря на свою молодость, успел завоевать огромный авторитет в автоспортивной тусовке как в родном Татарстане, так и далеко за его пределами. Вообще, у Айдара есть удивительная особенность, он невероятно быстро адаптируется к той автоспортивной дисциплине, в которой дебютирует, и практически сразу начинает показывать достойные результаты. Такие способности ему удаётся демонстрировать на протяжении всей своей карьеры.

Получив в свои руки быстрый экземпляр Шкоды Фабии от Рольфа Фолланда, казанец Айдар Нуриев настолько мощно провёл вторую половину чемпионата Европы по ралли-кроссу, что едва не выиграл турнир с первого захода
А в прошлом году об удивительной скорости Айдара узнали и в Европе. Мало кому известный 23-летний парень из России заявился в популярном европейском чемпионате по ралли-кроссу, во втором по престижу зачёте Super1600. Первенство весьма конкурентное, в 2018-м в нём стартовало 35 участников из 15 стран, у многих за плечами уже не один сезон, хорошо изучены техника, трассы. Поэтому Айдару потребовалось немного времени, чтобы адаптироваться… ровно две гонки. Уже в них он показывал хорошую скорость, но в финале стартового этапа повредил машину, а во время второго раунда тренерский штаб допустил ошибку в тактике прохождения джокер-петли. Зато потом казанца было не остановить, в четырёх раундах — две победы и два вторых места, лучший результат второй половины сезона среди всех.
И перед финальным этапом, Нуриев даже имел шансы стать чемпионом, сделал всё для этого, выиграл финальную гонку, опередил на трассе главного соперника — литовца Рокаса Бацюшку, своего сокомандника кстати. Рекомендую посмотреть, как проходил решающий финальный заезд чемпионата Европы, и можно увидеть насколько жаркой была борьба, в которой никто не хотел уступать:

Прибалтийский гонщик проводил свой второй сезон в классе, и ему удалось достаточно ровно провести все гонки 2018-го, стабильно попадая в финалы. Хотя он одержал только одну победу, и плюс только один раз был вторым на этапе, т.е. не был самым ярким в пелотоне, но в итоге, стабильность в наборе очков позволила Рокасу опередить Айдара в турнирной сетке всего на 4 балла.
В дополнение к записи финала, могу предложить онборд, снятый из машины казанца, и запечатливший момент старта финала, как выглядела зрелищная борьба с литовским соперником-сокомандником изнутри:

В общем, удалось Айдару веско заявить о себе в чемпионате Европы, практически без раскачки. И теперь он возлагает большие надежды на новый сезон. Также совсем другое отношение показывает именитый немец Рольф Фолланд, в команде которого выступает казанец. В начале 2018-го Рольф давал Айдару не самые лучшие экземпляры "Фабий" из своего гаража, и только потом, смекнув, какой талант попал в его команду, предоставил действительно быстрый экземпляр, за рулём которого Нуриев уверенно обошёл всех лидеров класса по очкам, во второй части турнира.
В 2019-м Фолланд обещает предоставить казанцу быстрейшую из своих машин с самого начала чемпионата. К тому же речь идёт уже о самой современной модели — Audi A1s Super1600. Так что будем следить за сезоном 2019 с повышенным интересом. Тем более на всех этапах поедет такой сильный соперник, как Егор Санин. Посмотреть точно будет на что))

Айдар Нуриев ещё один россиянин, показавший европейцам, что и стартуя только в России можно сформироваться в ралли-кроссового пилота топ-уровня
А теперь давайте пройдёмся по основным вехам биографии нашего героя, чтобы понять, как ему удалось сформироваться в пилота, который вот так запросто приехав в Европу, смог сходу показать старожилам старосветского первенства "кто есть ху".

Как и многие известные автоспортсмены, Айдар Нуриев начинал с картинга. В 2005 году он пришёл в секцию, где потратил больше года на обучение, теорию и тренировки, прежде чем начать выходить на старт. Своими руками собирал себе карт для будущих выступлений. И в 2007-м выехал на первые свои соревнования, в 50-кубовом классе. В первом заезде стал четвёртым из 32-х участников, а второй заезд уже выиграл и с приличным отрывом. А ведь большинство из соперников имели намного больший опыт и накат в этом виде автоспорта. После такого яркого дебюта дальнейшая судьба была предопределена, и Айдар начал регулярные занятия и выступления в картинге, которые продолжались до конца 2011 года. Помнит он и имя своего первого тренера, привившего ему правильные навыки пилотирования и отношения к делу — Алексей Борисович Зуглов. Далее, в процессе выступления уже во взрослых турнирах, тренерами для Айдара стали такие известные специалисты как Роман Васильев, Сергей Нуждин, Рольф Фолланд.

Навыки правильной езды Айдару привили в картинге, там же он научился работать с техникой, психологически настраиваться к заездам и… побеждать!)
Дебют в больших гонках случился в 2012-м году. Отец взял в аренду для 17-летнего Айдара спортивную "Ладу Калину" для участия в различных кузовных соревнованиях. На ней юный казанец впервые вышел на старт в Кубке России по ралли-кроссу. Произошло это в родной Казани, итогом выезда стало седьмое место. Новичок смог сразу показать хороший потенциал, и поэтому вскоре для него был приобретён уже личный спортивный автомобиль.

Любители автоспорта со стажем хорошо помнят тёмно-зелёную Lada Kalina, на которой Айдар буквально ворвался в элиту российского автоспорта. На данном снимке Нуриев стартует по крайней дальней дорожке казанской ралли-кроссовой трассы, 2014 год

Это мой снимок 2014 года с трибун. А через два года, в 2016-м, Айдар стал вице-чемпионом России по ралли-кроссу в классе Национальный, также выступая на Калине
Основным турниром для дебютного 2012 года был выбран Кубок России по кольцевым гонкам, проводившийся тогда в рамках серии RRC (Russian Racing Championship). И вот там уже Нуриев смог проявить себя в полной мере. Четвёртое место в первом же заезде, два "серебряных" подиума уже на втором этапе. И несовершеннолетний юниор сходу вошёл в число лидеров одного из самых престижных автоспортивных турниров страны!
Первый сезон Айдар закончил на четвёртом месте, а через год пришли уже первые победы. Он снова претендовал на вхождение в число призёров турнира RRC-2013, но ряд сходов помешал этому, хотя пятое место в престижном турнире с участием 34 пилотов, тоже отличный результат.

Обливаться призовым шампанским на подиумах во взрослых гонках Айдар начал уже в год своего дебюта в большом автоспорте, в возрасте 17 лет

Первые по настоящему значимые успехи были достигнуты Айдаром в кольцевых гонках. На борту его машин в качестве традиционного закрепился номер 48. Наивысшим результатом выступлений на Калине стало третье место в Кубке страны 2015 (класс Национальный)
Предлагаю посмотреть задорный онборд со старта этапа Открытого чемпионата Татарстана 2014, чтобы прочувствовать в какой атмосфере проходят эти гонки:

Ранней зимой 2013-го состоялся дебют Айдара в зимних трековых гонках, где он также быстро стал одним из признанных лидеров. Трижды на "Калине" выигрывал Кубок Татарстана (2014-2016), а пересев на Kia Rio завоевал звания вице-чемпиона России 2017 и чемпиона Татарстана 2018, плюс выиграл одну из самых престижных трековых гонок страны — Кубок Салавата (2018).

Зимние трековые гонки — одна из главных автоспортивных дисциплин в Татарстане, много лет даже проводятся параллельно чемпионат и кубок республики, в довесок к всероссийским первенствам. Айдар стал постоянным участником соревнований на треке, и здесь также смог быстро войти в группу лидеров

Наибольших успехов в треке Нуриев достиг пересев на быструю Kia Rio тольяттинской подготовки, на фото вторая слева. Завоевал звания вице-чемпиона России 2017 и чемпиона Татарстана 2018
Смена "Калины" на Kia Rio благоприятно сказалась на результатах и в кольцевых гонках. В 2017-м Айдар легко выиграл в Открытом чемпионате Татарстана, а это совсем непростое первенство, где стартует немало реально быстрых гонщиков, вот здесь я писал как-то об ОЧРТ.

Старт одного из заездов ОЧРТ-2017, Айдар скоро уйдёт в отрыв
Главным турниром в стране для класса "Национальный" является кубок РФ, проходящий в рамках уикендов Российской Серии Кольцевых Гонок. А особенно запомнился сезон 2017, в течение которого на старт заявилось 48 участников — абсолютный рекорд РСКГ, за всё время существования серии! И Айдару удалось оставить свой след в истории российского автоспорта, выиграв в классе с рекордным числом соперников. Причём попутно он установил ещё одно достижение РСКГ, став первым, и пока единственным, кто лидировал по очкам в классе "Национальный" от первого и до последнего заезда турнира.

В кубке России 2017 по кольцевым гонкам для класса Национальный был установлен абсолютный рекорд РСКГ — 48 пилотов в одном классе за сезон! А лидировал по очкам с первого до последнего заезда Айдар Нуриев

Для официальной фотографии выстроились машины класса Национальный сезона 2017 РСКГ. По центру, как и положено, автомобиль лидера и будущего победителя кубка страны, Айдара Нуриева. Сам он тоже решил запечатлеть этот торжественный момент
Финальная гонка Кубка страны 2017 в классе "Национальный" запомнилась, как одна из самых эпохальных битв за титул в истории Российской Серии Кольцевых Гонок. Перед решающим заездом Айдар Нуриев лидировал с существенным отрывом по очкам. Ему достаточно было финишировать в первой десятке. Стартовал при это он с седьмого места. Айдар планировал без особого риска, спокойно докатить до финиша. Но класс "Национальный" не зря называют "Эмоциональным", практически в каждой гонке происходит целой калейдоскоп совершенно непредсказуемых событий. Вот и на этот раз, на ровном месте развернуло поперёк трассы одного из соперников, у которого "взорвался" двигатель. Произошло это неожиданно и с большим выделением паров из под капота, не успев среагировать, Нуриев приехал прямо в бок развернувшейся машине.
После этого он смог продолжить заезд, но его Rio оказалась сильно повреждена, потеряла скорость, и в итоге Айдар финишировал только 16-м, вне очковой зоны. В такой ситуации титул мог перейти в руки главного соперника — Глеба Кузнецова, который возглавил пелотон на своём VW Polo.

Тот самый момент, когда победа в кубке России 2017 по кольцевым гонкам едва не уплыла из рук Айдара Нуриева, уверенно пролидировавшего весь сезон
Глебу достаточно было просто доехать до финиша на своей позиции. Но не тут то было. Очень хотел выиграть в заезде и Егор Санин на "Калине", ведь на автодроме "Казань-ринг" собралась огромная группа болельщиков его команды LADA Sport, которых специально привезли из Тольятти. Поэтому он, имея скорость, без какой либо жалости опередил Глеба. Хотя и в этом случае Кузнецов ещё мог стать победителем кубка России, для этого к очкам за второе место надо было прибавить ещё один балл за лучшее время круга, и он смог его установить в течение гонки!
Однако, музыка играла недолго. В этот день, в желании проявить себя чрезвычайно старался казанец Анвар Тутаев, что неудивительно. За него также приехала поболеть большая группа болельщиков его нового коллектива AG Team. К тому же решалось, какая роль ему достанется в команде на будущий 2018 год. Вот Анвар и постарался, показав лучший круг в самом финале заезда, и окончательно решив исход кубка РФ 2017 в пользу своего земляка Айдара Нуриева. Вот такой валидольной выдалась эта замечательная гонка.
Если кто вдруг хочет пересмотреть её, то запись трансляции прилагаю, старт на 18 мин 40 сек:

В 2014-м Айдар решил попробовать свои силы за рулём по-настоящему мощного автомобиля. У Салавата Фатхетдинова был приобретён полноприводный Ford Focus, с двухлитровым 550-сильным турбодвигателем. На нём Нуриев сходу выиграл свою единственную гонку в Кубке России по автокроссу, на этапе в Бугульме. А в ралли-кроссе Айдар четыре года стартовал на этом "Фокусе", стал на нём вторым в Кубке страны 2016.

Айдар Нуриев и его Ford Focus RX на старте ралли-кроссового заезда в классе Supercar, 2015 год. На машине можно рассмотреть упоминание ВУЗа — КГАСУ, выпускником которого Айдар является
Опыт выступления на мощном автомобиле не прошёл даром. Осенью 2017-го Айдар заявился на старт финального этапа чемпионата Европы по автокроссу. И в который уже раз, без какой-либо раскачки вклинился в борьбу лидеров серии. Хотя он сидел за рулём новой для себя машины (это был полноприводный Renault Clio с турбомотором). Нуриев впервые видел новую трассу, где большинство соперников выступало уже несколько лет и знало все особенности автодрома. Тем не менее, наш пилот показал отменную скорость, выиграл заключительный третий квалификационный хит и стал вторым по итогам всей квалификационной сессии. Но в финальном заезде, в результате удара от машины соперника, Айдару пришлось сойти с трассы.
В то же время, надо признать, что пилотов в главном автокроссовом турнире Старого Света сейчас выступает мало, поэтому при выборе международного турнира на 2018-й, выбор пал на гораздо более престижный и конкурентный чемпионат Европы по ралли-кроссу.

Айдар Нуриев впервые попав на этап чемпионата Европы по автокроссу, без подготовки смог навязать борьбу лидерам серии. Взятая в аренду Renault Clio окрашена в уже привычные оранжево-серо-белые цвета личного спонсора Айдара

Регулярно в картинге Айдар не выступает много лет, но периодически он садится за руль карта, и зимой, и летом. В 2016-м стал вторым в престижном 6-этапном турнире Winter Rotax Max Kazan с участием большой группы профессиональных автогонщиков

Периодически Айдар выходит на старт в казанском монокубке Canyon Cup, именно он выиграл самый первый розыгрыш кубка в 2016-м

Всегда и во всём Айдара поддерживает его отец Марат Нуриев, которого все очень уважают в Казани
А у меня на сегодня всё, надеюсь, было интересно))
В статье были использованы фотографии автора, Петра Сульчика, Алексея Фёдорова, Николая Ситникова, пресс-службы СМП РСКГ, пресс-службы автодрома Казань-ринг, команды Team80, из архива Айдара Нуриева

Непривычно видеть в спортивном обличье скромный седанчик Ravon Nexia R3 (в прошлом был известен как Daewoo/Chevrolet Aveo, ZAZ Vida и пр.)

P.S. Только на днях была обнародована информация, что Айдар Нуриев в сезоне 2019 параллельно проведёт полный сезон в Российской Серии Кольцевых Гонок. Это стало возможно благодаря тому, что даты проведения этапов с чемпионатом Европы по ралли-кроссу почти не совпадают. И только московский раунд РСКГ казанец пропустит из-за старта в немецком этапе ERX. Что касается чемпионата России по кольцу, то выбор пал на класс Туринг-лайт. И особенно обращает на себя внимание техника. Впервые на старт серии выйдут узбекские седанчики Ravon Nexia R3 тольяттинской подготовки, одним из пилотов новинки и будет Нуриев. Подробнее о дебюте новинки рекомендую прочитать вот здесь.

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.