remove_filter('pre_comment_content', 'wp_rel_nofollow', 15 ); Жёлтые флаги притягивают новые жёлтые флаги | Гаджет мания

Жёлтые флаги притягивают новые жёлтые флаги

«Какого чёрта? Синий флаг с жёлтой полосой? Не буду я никого пропускать, у меня своя гонка, я еще посражаюсь за победу!»
Подобное поведение всегда можно встретить в Наскаре. Но об о всем по порядку.

Добрый день! Продолжаем серию материалов об особенностях NASCAR.

Как и все гоночные серии NASCAR использует флаги для предоставления пилотам информации о происходящем на трассе. Наскар, являясь членом клуба ACCUS – автомобильного спортивного комитета и Всемирного совета по автоспорту WMSC FIA, не придерживается регламента FIA и не использует систему флагов, изложенную в Международном спортивном кодексе FIA ISC. Основные различия заключаются в том, что в NASCAR белый флаг используется, чтобы сигнализировать о том, что лидер находится на последнем круге, а в регламентированных FIA соревнованиях он сигнализирует о том, что более медленный автомобиль находится на трассе. Кроме того, синий флаг, указанный в FIA ISC, не имеет диагональной полосы, а черный флаг означает дисквалификацию.

Теперь пройдемся по всей системе флагов, а начнем с самого начала – со старта гонки. Как таковой, стартовой решетки, в европейском понимании, в Наскаре не существует. Старт дают сходу под пейс-каром. Автомобили выстраиваются в две линии, занимая внешнюю и внутреннюю. Гонщики едут по овалу против часовой стрелки. Естественно располагаются в том порядке, в котором квалифицировались. Обладатель поул-позиции может выбирать линию для старта. При рестарте все стартуют в том порядке, в котором находились на трассе до вывешивания определенного флага или после выезда с пит-лейн. Разумеется, начинается гонка с отмашки зелёным флагом, никаких огней — только вручную, только хардкор! На линии старт-финиш за стеной располагается судейская вышка, с которой дают старт и иные сигналы во время всей гонки. Старт дают либо официальные лица автодрома либо приглашенные звезды. В Америке очень любят приглашать для этих целей разнообразных известных личностей и катают их в пейс-каре перед стартом.

Старт дан, отмашка зелёным флагом состоялась, началась многочасовая гонка! Как известно, гонка Наскар состоит их 3 этапов или, иначе, стейджей – два равны по дистанции, третий длиннее. Правда здесь есть исключение — гонка Charlotte 600, она же Coca-cola 600, — единственная 600-мильная гонка в чемпионате состоит из четырех сегментов! Об окончании стейджа объявляет отмашка зелёно-белым клетчатым флагом. Победа в сегменте не влияет на результат гонки, но имеет прямое отношение к положению пилота в чемпионате. Пилоты, финишировавшие в первой десятке, получают очки от 10-1 в зачет регулярного чемпионата. Почему регулярного? А потому, что в Наскаре еще есть плей-офф. Раз уж коснулся этого аспекта, то, думаю, стоит подробно рассказать о системе начисления очков и о системе чемпионата кубка.

Итак, сезон в высшей лиге Наскар состит из 36 зачётных гонок. Вдобавок в календаре присутствуют 2 незачётные, но крайне престижные гонки — Daytona Clash (битва) или Budweiser Shootout, проводящаяся за неделю до 1-го этапа сезона; другая — это Гонка всех звёзд, проводящаяся за неделю до Charlotte 600 на том же треке. И на минутку, победитель в Гонке всех звёзд получает 1 миллион долларов! В Clash принимают участие только обладатели поулов по итогам прошлого сезона, а также все победители Clash прошлых лет в действующем пелотоне. В Гонке всех звёзд стартуют все победители гонок прошлого сезона, все победители Гонок всех звёзд прошлых лет в действуещем пелотоне, пилот, победивший в голосовании зрителей и пилоты, выигравшие сегменты гонки Open, предваряющей Гонку всех звёзд. Но вернёмся к чемпионату. Из 36 гонок 26 составляют регулярный чемпионат, а остальные 10 входят в плей-офф. Из всех 36 этапов 2 — это дорожные трассы (Sonoma и Watkins Glen), и один, так называемый, ровал — комбинация овала и дорожной трассы в инфилде (Charlotte roval). Что касается последнего, в Индикаре в качестве такого смешанного этапа выступает Гран-при Индианаполиса, проходящий за неделю до Indy 500.

Лирическое отступление закончено и пора вернуться к Наскару. Победитель гонки получает 40 очков, второе место — 35, а дальше — по убыванию на одно очко за позицию. Последняя пятерка получает по одному очку. Круги лидирования не влияют на зарабатывание очков, но составляют престижную статистику пилотов. Более того, за победу в гонке дается 5 несгораемых очков в плей-офф. Также одно очко в плей-офф дается за победу в стейдже. По окончании 26 гонок регулярного чемпионата 10-ка лидеров получает бонусы в плей-офф в формате «15-10-8-7-6-5-4-3-2-1».

В плей-офф высшего дивизиона Наскар проходят 16 пилотов, имеющих наибольшее количество побед по ходу сезона (теоретически можно попасть в плей-офф, имея в активе одну победу и набрав минимальное количество очков). Если по ходу сезона гонки выигрывает более чем 16 пилотов, то пройдут те из них, кто имеет наибольшее количество побед и те, из имеющих по одной победе, кто набрал наибольшее количество очков. Если победителей меньше 16-ти, то в плей-офф попадут все, кто выигрывал гонки, остальные места получат пилоты, имеющие наибольшее количество очков. Пока за все время выигрывало менее 16 пилотов. Все прошедшие в плей-офф пилоты уравниваются в очках – каждый получает 2000 очков взамен набранных ранее плюс дополнительные баллы, заработанные по ходу сезона. Плей-офф подразделяется на 4 раунда: раунд 16-ти, раунд 12-ти, раунд 8-ми, раунд 4-х, т.е. финал. Первые три раунда состоят из трёх гонок каждый. Победа хотя бы в одной из трёх гонок гарантирует участнику прохождение в следующий раунд. По завершении третьей гонки четыре участника плей-офф, имеющих наименьшее количество очков, выбывают из Погони. Прошедшие во второй раунд 12 пилотов вновь уравниваются в очках до 3000. Правила прохождения в третий раунд те же. Попавшие в третий раунд 8 пилотов уравниваются до 4000 очков, правила прохождения в четвёртый раунд остаются неизменными. Четверо прошедших в последний раунд пилотов уравниваются до 5000 очков и разыгрывают между собой чемпионский титул. Четвёртый раунд состоит из одной гонки. Четверо претендентов не получают в этой гонке очков. В чемпионате побеждает тот из четверых претендентов, который в финальной гонке пересечёт финишную линию раньше троих оставшихся, независимо от места, на котором он финиширует.

По мне, так это, пожалуй, лучший формат гонок из существующих. В каждой гонке борьба, классное зрелище (финиши в Наскаре, как правило, интересные, напряженные и непредсказуемые), никакого доминирования и до последнего этапа чемпион не известен. А сколько же событий происходит в течении одной гонки. Как раз к этому и перейдём.

Раунд восьми 2018. Слева направо: Clint Bowyer (Клинт Боуйер), Chase Elliott (Чейз Эллиотт), Aric Almirola (Эрик Алмирола), Kevin Harvick (Кевин Харвик), Martin Truex jr. (Мартин Труекс мл., Kyle Busch (Кайл Буш), Kurt Busch (Курт Буш), Joey Logano (Джоей Логано).

Любое событие, будь то хоть авария, контакт с противником или стеной, взрыв колеса, медленный прокол, поломка автомобиля, мусор на трассе, технические жидкости, осколки, небольшой дождь, да и любая опасность приостанавливает гонку, и на трассе появляется пейс-кар. А объявляют об опасности гонщикам сигналы жёлтым флагом или просто «жёлтые флаги». В Америке этот сигнал называется «Caution» — предупреждение. После каждого жёлтого флага, в отличии от других гоночных серий, на трассу выезжает автомобиль безопасности. Это специфика гонок на овале, связанных с большим риском для пилотов. Даже небольшой мусор или обломок может привести к страшным последствиям. Все правила в Наскаре «написаны кровью»! Это аксиома. Например, обычный полиэтиленовый пакет, прилипший к решётке радиатора, может привести к перегреву и взрыву двигателя и, соответственно аварии. И таких примеров множество за историю Наскара, а скорости высокие – до 218 м/ч (350 км/ч). Впрочем, на просторах сети интернет достаточно видео о тяжелейших авариях на овале «на пустом месте». Стало быть, после вывешивания жёлтых флагов на трассу выходит автомобиль безопасности, гонщики должны замедлиться и продолжать движение в темпе пейс-кара. Пит-лейн закрывается, а на въезде на него вывешивается красный флаг с жёлтым крестом, который снимается через два круга под жёлтыми флагами.

Обгоны запрещены, все отрывы во времени нивелируются, а гонщики обычно совершают незапланированные пит-стопы. Сначала заезжают пилоты из лидирующего круга, а затем круговые. Те круговые, которые не остановятся под жёлтым флагом, могут отыграть один круг. В Наскаре это называется «взять wavе around». Если по-русски, то wave around – это пропустить, махнуть на, в данном случае, пит-стоп. Но потом эти же пилоты обязаны остановиться под зелёным. Вдобавок, существует правило под названием «free pass» (бесплатный пропуск). Означает данное правило, что при появлении жёлтых флагов первый пилот, отстающий на один круг, возвращается в круг с лидером.

Имеется несколько фактов. Во-первых, если следствием появления жёлтых флагов стало возникновение пятен технических жидкостей на трассе, то после эвакуации автомобиля и обломков, пятна посыпают специальным впитывающим порошком, из-за чего на первых кругах после рестарта в данных местах поднимается пыль. В среде Наскара этот порошок называют кошачьим наполнителем. Во-вторых, если пошел небольшой дождь, то гонку не останавливают, а вывешивают жёлтый флаг, т.к. машины, находясь на трассе, своими шинами высушивают трассу. Если остановить гонку, то трасса «уйдет» и придётся её долго сушить. Ну и в-третьих, за гонку может появиться много жёлтых флагов, что добавляет остроты и накала. Как говорят американцы: жёлтые флаги притягивают новые жёлтые флаги. И впрямь есть такая закономерность в Наскаре и Индикаре — в течение гонки может долго не появляться жёлтый флаг, но стоит появиться, следующие не заставят себя долго ждать.

Останавливается гонка красными флагами в нескольких случаях, рассмотрим наиболее частые из них: «завал» и дождь.

В большинстве случаев последствия столкновений ликвидируются под жёлтым флагом. Но бывают и другие случаи. В Наскаре проходят гонки на овалах разной протяженности. Среди них 4 драфтовых гонки на двух овалах-суперспидвеях – в Дайтоне – 2,5 мили (Daytona 500, Daytona 400) и Талладеге – 2,66 мили, самый большой овал в календаре (Talladega 500, Talladega 400), две весной и две летом ночные. До сезона 2019 года эти гонки назывались рестрикторными. Сейчас поясню. На этих овалах довольно высокий бэнкинг (восходящий наклон трассы) и развиваются большие скорости, в том числе с помощью центробежной силы. В связи с этим мощность V-образных атмосферных «восьмерок» с углом развала в 90 градусов и объемом 5,8 литра, которые стоят в машинах Наскара, снижают с 750 л.с. до 550 л.с. за счет рестрикторных пластин, установленных на впуске и ограничивающих подачу воздуха. Затем, после старта гонщики начинают ехать близко друг к другу — бампер к бамперу, за счет чего создается аэродинамический эффект, который позволяет позади идущей машине приблизиться к автомобилю впереди за счет попадания в зону разряженного воздуха за первым автомобилем, т.е. draft (драфт). При использовании этого эффекта пилот машины позади экономит топливо и бережет двигатель, так как машине не приходиться преодолевать то сопротивление воздуха, которое ей пришлось бы преодолевать если бы она ехала по треку в одиночестве. Две или больше машин едут плотной группой в одну линию, непосредственно бампер к бамперу, что позволяет добиться более высокой скорости. Скорость группы тем выше, чем больше в ней машин. Группа машин по отношению к встречному воздушному потоку становиться одним автомобилем и, соответственно, растет мощность двигателя этого автомобиля. Именно этим объясняется рост скорости выше 300 км/ч, а выпавшая из общего ряда машина сильно теряет в эффективности и скорости, и быстро проваливается назад. В сезоне 2019 перестали использовать рестрикторы, на их место пришли конические проставки и их стали использовать не только в Дайтоне и Талладеге — в этом году мощность снизилась на многих трассах в разной степени.

Движение в драфте — это довольно тонкая работа. Слишком большая нагрузка от толкающего на задний бампер толкаемого приводит к развороту последнего вследствие разгрузки ведущей задней оси. Тогда как по цепочке, начинаются столкновения между машинами, что приводит к мощнейшему завалу с участием десятков машин. В Наскаре такой завал называют «big one.

Для ликвидации последствий такого завала требуется много времени гонка останавливается с появлением красного флага. Пилоты либо остаются стоять на трассе либо все возвращаются на пит-лейн и ждут там .
Второй случай — непогода. Если сильный дождь пойдёт перед гонкой, то старт переносят на более позднее время, чтобы дождаться окончания дождя и просушить трассу. Но иногда гонку могут перенести и на следующий день. Это связано с тем, что Наскар в дождь не едет — гонка на овале под дождем опасна для жизни и здоровья гонщиков и зрителей. Если же сильный дождь пойдет в процессе гонки, то гонщики покидают трассу. При грозах руководство трассы просит зрителей покинуть свои места, дабы исключить несчастные случаи, которые раньше бывали в Наскаре, например, пожар при попадании молнии. Когда дождь заканчивается, обслуживающий персонал серии начинает сушить трассу.

Первая стадия просушки: комплекс из трёх «реактивных сушилок» — они сдувают с трассы воду и мусор сильным потоком горячего воздуха.

Вторая: машина, идущая по апрону, содержит запас сжатого воздуха, а пикап, движущийся по виражу, «срезает» с трассы воду по тому же принципу, по котором работает известная сушилка для рук. Таких пар по трассе одна за другой движется четыре штуки.

Третья стадия — вакуумный пылесос, удаляющий воду и мусор с апрона.

Завершение процесса: пара малых пылесоса для паркингов.

Впрочем, гонку можно не останавливать, а завершить по истечении двух стейджей. Но в Наскаре предпочитают закончить гонку под клетчатым флагом.

Здесь стоит упомянуть еще два необычных флага — красно-жёлтый в вертикальную полоску — вывешивают только на дорожных трассах с целью предупредить о наличии мусора и привлечь внимание гонщиков.

Еще один флаг, внимание…синий! — информирует о медленном или остановившемся автомобиле, а также частично заблокированной трассе. Также используется на дорожных автодромах.

На этом месте возникает резонный вопрос — а какой флаг предписывает круговым пропустить лидеров? — А, никакой! Ни один гонщик в наскаровском пелотоне не обязан пропускать лидера, т. к. каждый получает очки, из-за изобилия жёлтых флагов ситуация на трассе может кардинально поменяться и не стоит забывать о правиле free pass. И «вчерашний» отстающий оказывается в лидерах! Часто последний пилот в лидирующем круге упирается перед пилотом на первом месте. Просто, когда лидер пройдет его и он станет круговым, то следующих лидеров он пропускает более охотно — все равно уже круговой. И тут «на сцене» появляется синий флаг с диагональной жёлтой полосой. Этот флаг сообщает пилотам более медленных машин, что лидеры едут за ними, что они должны быть вежливы и пропускать последних. Это единственный флаг, который не является обязательным для исполнения.

С чёрным флагом похожая ситуация — он указывает, что пилот нарушил правила, машина повреждена или не может поддерживать минимальную требуемую скорость, а также если водитель слишком агрессивно ехал. В случае если пилот в течение пяти кругов после получения чёрного флага не предпринимает никаких действий, ему показывают чёрный флаг с белым крестом, указывающий, что машина дисквалифицирована.

Очередной флаг — белый. Появляется в конце гонки и означает, что лидер пошел на последний круг. В том случае если за несколько кругов до белого появляется жёлтый флаг, объявляется достаточно необычная вещь для автоспорта — овертайм! Его смысл в том, что отмашка зеленым флагом на овертайм дается за 2 круга до конца. Количество овертаймов теоретически бесконечно. Любой другой флаг после белого заканчивает гонку.

«По-настоящему» же об окончании гонки свидетельствует клетчатый флаг в момент пересечения финишной черты. В Наскаре есть такая традиция: победитель гонки останавливается напротив судейской вышки, выходит из машины, подходит к стене и получает из рук персонала трассы клетчатый флаг. Затем садится в машину и едет по овалу в обратном направлении. Эта традиция называется круг почёта. В процессе движения победивший гонщик начинает делать пончики и жечь резину – doing burn out! После чего пилот направляется на аллею победителей для награждения и поздравлений.

В Наскаре нет подиума – победитель гонки только один, остальные проигравшие!

Чуть не забыл еще один сигнал. Такой сигнал подается двумя флагами – красным и черным. А означает он, что тренировочная сессия или квалификация окончены.

На этом все. Жду ваших вопросов.

В материале присутствуют фотографии, полученные из свободных и открытых источников. При подготовке статьи использовалась информация из следующих источников: gp-smak.ru, funformula.one, en.wikipedia.org, popmech.ru, rsport.ria.ru, dic.academic.ru, dummies.com, nascarreference.com, nascar.com, pinterest.com, Instagram.com, simracing.su.

В 2012 году во время Дайтоны 500 произошел забавный случай: бывший пилот Формулы 1 Хуан-Пабло Монтойя под жёлтым флагом столкнулся с одним из служебных автомобилей, который ликвидировал разлитое масло. В траке находилось 200 литров топлива. После столкновения возник пожар, никто не пострадал. Монтойя добивался не плохих результатов в Наскаре.

Для Вас с огромным удовольствием, Артем Авраменко

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.