Какой вид автоспорта является самым-самым? Моя версия…

Дискуссии о том, какой вид автомобильного спорта является "самым-самым" ведутся, наверное, с момента рождения автоспорта в принципе. "Королевой автоспорта" принято называть Формулу 1, однако это скорее вызвано тем, что это одна из наиболее престижных гоночных серий в мире (за исключением США) и для гонщиков-кольцевиков попадание в Ф1 становится целью всей жизни. А это совсем не показатель того, что серия "самая-самая" – да, в неё трудно попасть, но это не самое главное…

Так какую же серию можно назвать самой лучшей? Где можно полюбоваться на состязания раллистов, пилотов Формулы 1, рейдовиков – и при этом чтобы все "рубились" вместе?

На протяжении многих лет гонщики и организаторы соревнований пытались найти универсальный формат, позволявший скрестить шпаги представителям различных гоночных серий. Но все они проводились с участием раллийных машин и отнюдь не на асфальте!

Примеры? Легко!

Ралли-спринты в Великобритании

С 1978 по 1985 год в Великобритании проводились гонки, в которых раллисты и пилоты Формулы 1 выясняли отношения за рулём одинаковых автомобилей на гоночной трассе.

Найджел Мэнселл на старте гонки 1983 года

Состав участников, а также марки и модели автомобилей менялись год от года:

1979 год
Ралли: Ари Ватанен, Тони Понд, Пер Эклунд
Формула 1: Патрик Тамбэ, Алан Джонс, Йохен Масс, Джон Уотсон
Автомобили: Triumph TR7, Lotus Sunbeam, Ford Escort

C 1980 по 1982 год в гонках принимали участие только раллисты, а с 1983-го вновь началось межсерийное соперничество – причём на самом высоком уровне.

Афиши гонок 1984 и 1985 годов

1983 год
Ралли: Стиг Бломквист, Тони Понд, Джимми Макрей, Пентти Аириккала
Формула 1: Найджел Мэнселл, Джон Уотсон, Дерек Уорвик, Дэнни Салливан
Автомобили: MG Maestro 1600, Rover SD1/3500 Vitesse

1984 год
Ралли: Мишель Мутон, Марк Дуэз, Джимми МакРей, Пер Эклунд
Формула 1: Найджел Мэнселл, Кеке Росберг, Джон Уотсон, Мартин Брандл
Автомобили: Rover SD1, Austin Metro, MG Montego 2.0 EFi

1985 год
Ралли: Юха Канккунен, Стиг Бломквист, Малкольм Уилсон, Калле Грундел
Формула 1: Найджел Мэнселл, Джон Уотсон, Мартин Брандл, Тьерри Бутсен
Автомобили: MG Metro 6R4, Rover 216 Vitesse, MG Montego Turbo

Ралли-спринт на трассе Ахвенисто

Возможно вам когда-то попадалась на глаза вот эта фотография:

Хенри Тойвонен и Мишель Мутон

Странно, не правда ли? Гонщик Lancia Martini Хенри Тойвонен стоит вместе с Мишель Мутон, но она в гоночном комбинезоне… той же команды! Но француженка никогда не выступала за итальянский коллектив. Что это за гонка? Если вы не знаете ответа на этот вопрос, то приготовьтесь удивляться.

В 1985 году в Финляндии на ралли-кроссовой трассе Ахвенисто собралось около 40 тысяч зрителей. Им предстояло увидеть фантастическое зрелище – ралли-спринт «Tähtien kisat» («Гонка звёзд») с участием лучших гонщиков мира того времени. Просто оцените список участников:

Формула 1:
– Нельсон Пике
– Элио Де Анджелис
– Кеке Росберг
– Жак Лаффит

Официальное фото: Де Анджелис, Лаффит, Пике, Росберг

За кулисами гонки: Лаффит, Росберг, Пике

Ралли:
– Мишель Мутон
– Стиг Бломквист
– Тимо Салонен
– Маркку Ален

Команды-участницы чемпионата мира по ралли привезли на трассу свои машины для демонстрационных заездов. Но не простые автомобили, а так называемые muletto – на которых экипажи прописывали трассу!

Команды привезли и фотомоделей, которые тусовались с гонщиками!

Вдумайтесь – трасса, расположенная в городке Хямеэнлинна, что в провинции Канта-Хяме в губернии Южная Финляндия, принимает у себя звёзд мирового автоспорта. В этом городе всего-то 47 тысяч жителей. Вот ведь повезло им, а!

Кеке Росберг (в жёлтом комбинезоне). Справа Стиг Бломквист. За Росбергом стоит Тимо Салонен.

Элио Де Анджелис. Обратите внимание как оригинально и просто скрыта табачная реклама – скотч решает!

Участники выступали на одинаковых седанах BMW и хэтбчеках Honda. Сперва они по очереди проезжали асфальтово-гравийный круг, а затем крутились на слаломе-змейке.

Автомобили участников

Но самое главное их ждало в конце – финальная ралли-кроссовая гонка с массовым стартом!

В 1986 году гонка была проведена во второй раз. Состав был не менее интересным:

Формула 1:
– Найджел Мэнселл
– Кеке Росберг
– Микеле Альборето
– Мартин Брандл

Пер Эклунд, Найджел Мэнселл и Юха Канккунен

Ралли:
– Юха Канккунен
– Маркку Ален
– Жан Раньотти
– Пер Эклунд

Но это всё – история. На дворе XXI век. «Гонка чемпионов», которую организовала и проводит Мишель Мутон, постепенно превратилась в скучное состязание кольцевиков. Так где же посмотреть на борьбу представителей всех серий со всеми? Ответ мне подсказал минувший уик-энд – это классическое ралли!

Судите сами – в последние выходные января состоялось сразу несколько ралли, на старт которых вышли представители собственно классического ралли, пилоты Формулы 1, представители ралли-кросса, именитые рейдовики (причём как выступающие обычно на внедорожниках, так и пилоты рейдовых грузовиков), кольцевики из кузовных серий и даже мастера дрифта!

Россия

Самый широкий спектр выходцев из различных серий был представлен на стартовом этапе чемпионата России по ралли – Ралли «Карелия». На старт вышли среди прочих:

Под капотом прототипа Subaru Сергея Успенского мотор мощностью под 400 сил! Фото: Лина Арнаутова

– Многократный чемпион России и СССР по автоспорту Сергей Успенский
– Экс-пилот «Формулы 1» и кузовного чемпионата DTM, а ныне пилот команды SMP Racing в чемпионате мира по гонкам на выносливость Виталий Петров
– Обладатель Кубка мира FIA по ралли-рейдам, участник «Дакара» Владимир Васильев
– Обладатель Кубка Европы по ралли-кроссу Егор Санин
– Многократный чемпион России по ралли в моноприводе Дмитрий Воронов
– Обладатель Кубка России по ралли Григорий Трегубов
– Чемпион России по ралли в зачёте R2 Юрий Аршанский

В качестве пилотов автомобилей безопасности ("нулей") выступили чемпион России по кольцевым гонкам в классе «Туринг-Лайт» Григорий Бурлуцкий, а также организатор российского чемпионата по дрифту RDS GP Тимофей Кошарный.

Тимофей Кошарный. Фото: Лина Арнаутова

Составчик-огонь, не правда ли? Прибавьте сюда ещё несколько десятков раллистов и получите интереснейший замес. Итоги гонки оказались неожиданными – победу одержал экипаж команды SUPROTEC Racing Дмитрий Воронов и Евгений Загороднюк.

Экипаж Воронов / Загороднюк, команда SUPROTEC Racing. Фото: Лина Арнаутова

В предыдущие несколько лет Супротек Рейсинг выступала в российском рейдовом чемпионате. В 2017 и 2018 году коллектив стал чемпионом как в командном, так и в личном зачётах – братья Новиковы взяли титул в позапрошлом году, а Андрей Рудской и Женя Загороднюк стали чемпионами в прошлом сезоне.

Кроме того Мария Опарина и Таисия Штанева в 2018-м стали лучшими в зачёте Т3 и на протяжении двух лет выигрывали ралли-марафон «Шёлковый путь» в своём классе, а Дмитрий Воронов в минувшем году стал серебряным призёром чемпионата как в абсолюте, так и в зачёте «Рейд спорт».

Но в 2019-м настало время двигаться дальше и SUPROTEC Racing кардинально поменяла дисциплину – теперь этот бренд будет представлен в классическом ралли. И в первом же старте команда одержала победу.

Лучшим из представителей других дисциплин на финише гонки был Владимир Васильев – он стал шестым. Впрочем петербуржцу не привыкать выступать в ралли – он уже давно освоился на раллийных спецучастках.

Владимир Васильев. Фото: Лина Арнаутова

А вот Егор Санин в своём дебютном старте в ралли занял высокое третье место в моноприводном зачёте R2. Виталий Петров также завершил гонку с отличным результатом – четвёртое место в N4. И если бы не разбортировавшееся колесо, быть гонщику из Выборга в пятёрке абсолюта…

Автомобиль Виталия Петрова в сервис-парке. Фото: Лина Арнаутова

Европа

Но одна гонка погоды не делает. Так ведь? Но вместе с этапом российского чемпионата в мире состоялось ещё несколько ралли, которые доказывают – этот вид автоспорта интересен абсолютно всем!

В Финляндии на старт Ралли Arctic вышли: пилоты «Формулы 1» Валттери Боттас (выиграл один спецучасток) и Мика Сало, а также участник чемпионата мира по ралли-кроссу Никлас Гронхольм.

Валттери Боттас

В Швеции на Ралли Mekonomen-Bergslagsrallyt выступили сразу два чемпиона мира по ралли-кроссу Йохан Кристофферссон (он одержал победу) и Маттиас Экстрём.

Йохан Кристофферссон

В Литве в Winter Rally приняли участие лидер рейдовой команды МАЗ-СПОРТавто Сергей Вязович и другой известный рейдовик Алдис Вилцанс.

Сергей Вязович

И, наконец, в Норвегии победу в KNA Rally Finnskog одержал ныне раллист, ранее выступавший в кольцевых гонках россиянин Николай Грязин.

Николай Грязин

Ну что, убедил я вас в том, что классическое ралли это "самый-самый" вид автоспорта? 😉

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.