Toleman TG184 Hart. Волшебная палочка

Созданный в условиях ограниченного бюджета и без поддержки автоконцернов, Toleman TG184 с турбомотором Hart получился достаточно хорошим автомобилем для того, чтобы Айртон Сенна в первом же сезоне в Формуле-1 сумел продемонстрировать свой талант всему миру.

Успешный британский предприниматель Тэд Тоулмен был неравнодушен к гонкам и даже принимал участие в Формуле-1, правда, не за рулем автомобиля, а за штурвалом скоростного катера. Покончив с карьерой гонщика, Тоулмен организовал собственный автоспортивный коллектив, руководителем которого стал Алекс Хоукридж. В 1980 году к Toleman пришел большой успех – Брайан Хентон и Дерек Уорвик заняли, соответственно, первое и второе места в европейском чемпионате Формулы-2, после чего Тэд решил, что его команда готова к покорению Королевы автоспорта. В мире Ф-1 все оказалось не так просто – в первом сезоне автомобили Toleman даже не позволяли пройти квалификацию. Но команда вместе со своим поставщиком двигателей Hart и вернувшимися в чемпионат шинниками Pirelli набирались опыта: в 1982 году Toleman уже регулярно попадали на стартовую решетку, годом спустя пришли первые очки, а в концовке сезона Уорвик финишировал в зачетной шестерке в четырех гонках подряд.

Успехи небольшой команды придали мотивации, но подготовка к сезону ’84 была сопряжена с трудностями. Разработка новой машины затягивалась. Львиная доля бюджета была вложена в аэродинамическую трубу с движущейся дорожкой Королевского Военного Научного колледжа в Шривенхеме, но она не была готова в срок. Другим фактором, повлиявшим на разработку TG184, стали переговоры с возможными поставщиками двигателей, но ни с одним из крупных производителей, в первую очередь с BMW, договориться не удалось. Кроме того, лидера команды Дерека Уорвика пригласили в Renault, поэтому Хоукриджу предстояло найти ему замену. К счастью, на примете у Алекса был один молодой человек из британской Формулы-3 — Айртон Сенна да Сильва. Когда боссы Williams, McLaren, Brabham и Lotus не осмелились усадить дебютанта в боевой автомобиль на сезон, даже несмотря на то, что на тестах он был быстрее действующих пилотов, Сенна стал гонщиком Toleman.

Алекс Хоукридж: «Мы не могли позволить себе нанять звезду или даже опытного гонщика на минимальный оклад, так как наша машина не блистала. Поэтому мы искали молодого талантливого пилота. Нам нужен был кто-то, способный улучшить машину и мы знали, что Айртон способен на это».

Во многом из-за сильно ограниченного бюджета главный конструктор Рори Берн проектировал Toleman TG184 вокруг монокока от предыдущей модели. Он состоял из верхней и нижней углепластиковых секций, построенных компанией Advanced Composite Technologies, и алюминиевых сотовых панелей между ними, а панели вокруг топливного бака для лучшей теплоизоляции были выполнены из Номекса. Но все наружные кевларовые панели были абсолютно новыми и TG184 разительно отличался от своего предшественника, который злые языки называли трактором из-за массивного переднего антикрыла с радиаторами. В новой модели радиаторы производства Behr были перенесены в боковые понтоны: в левом располагался интеркулер типа «воздух-воздух», а в правом — комбинированный радиатор систем охлаждения и смазки.

Рори Берн: «Мы применили консервативный подход в плане охлаждения. Двигателю Hart требовалась температура 80 °C, на 15 °C меньше, чем другим моторам, поэтому требовался дополнительный объем системы охлаждения».

Получила дальнейшее развитие и находка Берна в виде двух антикрыльев, примененная в сезоне ’84. Тогда в поисках потерянной из-за отмены граунд-эффекта прижимной силы он воспользовался пробелом в правилах и к стандартному антикрылу регламентированной ширины, располагавшемуся за задними колесами, добавил более широкое и высокое, находившееся перед задней осью. Изначально такая конструкция была внедрена без предварительных испытаний, но для TG184 взаимное расположение двух антикрыльев было тщательно проработано Пэтом Симондсом в аэродинамической трубе. В целом прижимная сила новой машины выросла на 25% без потерь в аэродинамическом сопротивлении.

С чистого листа Берн спроектировал независимую подвеску на двойных поперечных рычагах с тягами спереди и толкателями сзади, витыми пружинами и гидравлическими амортизаторами Koni. В те годы в Ф-1 лидеры активно экспериментировали с карбоновыми дисками и накладками, но в Toleman оставались верны обычным чугунным тормозным дискам AP Racing с легкосплавными 4-поршневыми суппортами Brembo и накладками Ferodo. 6-ступенчатую механическую коробку передач изготавливали самостоятельно на основе наборов шестерён Hewland.

Рори Берн, Брайан Харт и Айртон Сенна.

В Формулу-1 команда Toleman пришла вместе с моторостроительной фирмой Брайана Харта, с которой добились успеха в Ф-2. На основе удачного рядного 4-цилиндрового двигателя для Ф-2 Харт создал агрегат 415T рабочим объемом 1494 см³ (88 × 61,5 мм) с турбонаддувом. Его отличал алюминиевый блок с никасиловым покрытием стенок цилиндров, отлитый единым целым с 16-клапанной головкой предприятием Sterling Metals. Он имел стальной пятиопорный коленвал, выточенный из цельной заготовки фирмой Allen Cranckshafts, стальные шатуны H-образного сечения, легкосплавные поршни Mahle с кольцами Goetze. Два распределительных вала имели ременной привод.

Независимому моторостроителю Харту было непросто договориться со всеми желанными поставщиками, поэтому приходилось идти на нестандартные решения. Например, вместо специализированных турбокомпрессоров KKK ему пришлось использовать агрегаты Garrett, серийно устанавливаемые на грузовые дизели. Спустя 1,5 года мучений Харт нашел альтернативного поставщика – британскую фирму Holset, инженеры которой согласились сделать для Hart специализированный турбокомпрессор.

Брайан Харт: «Насколько я помню, Алекс обратил внимание, что на тягачах Iveco, которые использовала команда Toleman, стоят турбокомпрессоры Holset. Я отправился на их фабрику, где встретил Стиви Миллера, который позже будет работать в Cosworth».

Hart 415T.

Изначально Hart 415T оснащался механическим впрыском Lucas, который ограничивал давление наддува. Харту был необходим электронный или электронно-механический впрыск. Договориться с Magneti Marelli и Bosch не удалось, так как этого не желали их партнеры — Ferrari и BMW, соответственно. В Lucas посчитали разработку новой системы чересчур затратной. Харт договорился с Гленом Монком о создании электронного управления для впрыска Lucas, но возникла проблема — ни один сервомотор не выдерживал вибраций 4-цилиндрового двигателя. Тогда Брайан пришел к альтернативному решению — созданию полноценной электронной системы управления, которую согласилась сделать небольшая фирма Electronic Racing Aids. Созданная ERA микропроцессорная система была аналогом Bosch Motronic и реагировала на каждые 250 оборотов коленвала или изменение давления наддува на 0,25 бар. Для снижения влияния вибраций двигателя блок управления был установлен под передним обтекателем и по задумке конструкторов должен был соединяться с блоком управления форсунок распределенного впрыска через оптоволоконный кабель.

Toleman начали сезон со старой машиной, а TG184 появился лишь на пятом этапе в Дижоне. Электронная система управления двигателем еще не была готова, поэтому мощность Hart 415T составляла 640 л.с. при 10750 об/мин и максимальном давлении наддува 3,0 бара. После Гран При Сан-Марино, где Сенна и его напарник Джонни Чекотто не прошли квалификацию, Хоукридж со скандалом отказался от сотрудничества с Pirelli, но Michelin согласились предоставить Toleman только прошлогодние покрышки. Сенна квалифицировался 13-м, а Чекотто 18-м, но в гонке оба сошли из-за проблем с турбокомпрессором.

Айртон Сенна за рулем Toleman TG184 Hart во время квалификации Гран При Монако ’84.

Следующим в календаре значился Гран При Монако, где недостаток мощности по отношению к двигателям TAG-Porsche, BMW, Ferrari и Renault был не так ощутим, как в Дижоне, но в квалификации Сенна и Чекотто повторили свои французские результаты, проиграв занявшему поул-позицию Алену Просту 2,4 сек. и 3,2 сек., соответственно. Подобное отставание во многом объяснялось разницей в шинах Michelin, но в воскресенье шансы уравнял дождь. У французских шинников была всего одна спецификация дождевых шин, поэтому гонщики Toleman получили шанс, которым Айртон Сенна не преминул воспользоваться. Один за другим гонщики не справлялись с управлением на залитой водой трассе, включая чемпионов Ники Лауду, Нельсона Пике и второго гонщика Toleman Чекотто, но Сенна уверенно атаковал и к 20-му кругу был уже вторым. Айртон семимильными шагами сокращал отрыв от Проста, отыгрывая по 3-4 сек. за круг. В боксах Toleman затаили дыхание и сжали кулаки, уставившись в мониторы. И вот на 32-м круге Сенна догоняет и проходит Алена! Радость бразильца была недолгой – директор гонки Жаки Икс вывесил красный флаг, результаты засчитаны по предыдущему кругу: Прост – победитель, Сенна – второй.

Алекс Хоукридж: «Погодные условия улучшались, брызг стало намного меньше, чем в начале. Не было никаких предпосылок к остановке гонки, это было абсолютно нелепое решение. Когда после финиша Сенна спросил меня, почему они остановили гонку, на что я ответил ему, что все просто – ты вышел в лидеры и помешал бы французу отпраздновать победу. Он был расстроен, потому что знал, что должен был выиграть эту гонку, возможно, самую важную в своей карьере».

Гран При Монако ’84. Первый совместный подиум Алена Проста и Айртона Сенны.

Многие говорили, что гонку остановили из-за жалоб Алена Проста, так как он неоднократно поднимал руку, проезжая по стартовой прямой, но по версии самого француза он сигнализировал своим механикам, что у него вибрировали тормоза: «Остановка гонки была мне не выгодна – если бы мы проехали еще три круга, то получили бы полные очки за гонку и даже в случае второго места мне бы досталось 6, а не 4,5, а ведь в конце чемпионата я уступил Нике Лауде всего 0,5 очка».

Следующие три этапа, проходившие в Северной Америке, оказались для Toleman безрезультативными. Настоящий прогресс наступил на Гран При Великобритании в Брэндс-Хэтч. На домашнем этапе двигатели Hart наконец-то получили рабочую электронную систему управления, прежде применяемую лишь в тренировках. Вкупе с новым турбокомпрессором характеристики мотора заметно улучшились, позволив поднять давление наддува до 3,3 бар в гоночном режиме, а мощность до 700 л.с. при 11000 об/мин, при этом не стоит забывать, что команде не было доступно топливо на основе толуола. В квалификации Айртон показал седьмой результат всего в секунде позади Нельсона Пике на Brabham-BMW, а в гонке доказал, что может соревноваться с более быстрыми пилотами не только под дождем, финишировав третьим позади Ники Лауды и Дерека Уорвика. Успех Toleman омрачила серьезная авария Джонни Чекотто в квалификации, в которой он получил переломы обеих ног и навсегда попрощался с Ф-1.

Гран При Голландии ’84. Айртон Сенна (#19, Toleman TG184 Hart) опережает Йо Гартнера (#30, Osella FA1F Alfa Romeo).

В Германии, Австрии и Голландии Сенна был единственным гонщиком Toleman, но ни разу не добрался до финиша. На Хоккенхаймринге, где TG184 получил подготовленный специально для скоростной трассы аэродинамический обвес, сломалось единственное антикрыло, когда он шел пятым. На Остеррайхринге и в Зандфорте Сенну подвел двигатель, причем в Австрии он шел на третьей позиции.

В Италии Хоукридж отстранил Сенну из-за подписанного им контракта с Lotus. Заменивший его Стефано Модена не прошел квалификацию, но швед Стефан Йоханссон заработал для Toleman очередные очки, финишировав четвертым. К этапу на Нюрбургринге была подготовлена квалификационная версия двигателя с другой турбиной, выдававшая более 800 л.с. при давлении в 4,0 бара. В гоночной конфигурации моторы Hart были способны развить 720 л.с. Сенна вернулся за руль, но после 12-го места в квалификации попал в аварию в первом же повороте, а стартовавший 26-м Йоханссон сошел из-за отказа обновленного двигателя.

В последней гонке за Toleman в португальском Эшториле Айртон Сенна провел лучшую квалификацию в сезоне, уступив лишь Нельсону Пике и Алену Просту. Бразилец провел отличную гонку, хоть и остался в тени прорывавшегося к чемпионству Ники Лауды. Воспользовавшись проблемами у соперников и отбив атаки Микеле Альборето на Ferrari, Сенна поднялся на подиум вместе с победившим в гонке Простом и выигравшим чемпионат Лаудой.

Айртон Сенна на Toleman TG184 Hart в ходе Гран При Португалии ’84 идет к третьему в сезоне подиуму.

Потеря Айртона Сенны была серьезным ударом по Toleman, тем более в свете перехода на другие шины из-за ухода Michelin. Брайан Харт: «Сенна имел невероятное техническое чутье. Я помню, как мы работали над составом топливной смеси на тестах в Брэндс-Хэтч и все его наблюдения подтвердились потом на дино-стенде. Он говорил мне, что использует тахометр только при переходе с пятой на шестую передачу, а на всех других передачах ориентируется только на давление наддува. Все данные были у него в голове даже после того, как он покидал кокпит».

В следующем сезоне дела Айртона Сенны в Lotus пошли в гору, он смог одержать первую победу уже на втором этапе в дождевой гонке в Эшториле. Результаты Toleman, напротив, резко упали. Стефана Йоханссона переманил Энцо Феррари, а Тео Фаби и Пьеркарло Гиндзани не смогли набрать ни одного очка, что подтолкнуло Тэда Тоулмена продать команду текстильному магнату Лучано Бенеттону. Рори Бёрн остался в коллективе при новом руководстве и стал одним из слагаемых дальнейших успехов Benetton, включая два титула Михаэля Шумахера и Кубок Конструкторов в середине 90-х.

Toleman TG184 Hart был далеко не самым удачным автомобилем своего периода, но спустя годы он обогнал своих современников. В 2018 году на аукционе Bonhams в Монако шасси TG184/02, на котором Айртон Сенна выступал на пяти этапах Чемпионата мира ’84, включая Гран При Монако, было продан за $1 889 496.

При подготовке статьи использованы иллюстрации со следующих ресурсов сети Интернет: wheelsage.org, carscoops.com, f1blogg.teknikensvarld.se, parismatch.fr, imgur.com, bbs.hupu.com, taringa.net.

Что ещё почитать в моём блоге?
Большая победа Айртона Сенны в маленькой гонке
Айртон Сенна — раллийный гонщик!
McLaren MP4/2 TAG-Porsche. Скромняга-рекордсмен
McLaren MP4/4 Honda. Мечта перфекциониста
Benetton B194 Ford. Скандалы, интриги… победы

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.