За рулем гоночной Lada Vesta на трассе Гонки Чемпионов

Проводимая АвтоВАЗом и командой Lada Sport “Рождественская Гонка Чемпионов” каждый год собирает сильнейших гонщиков из различных дисциплин, которые соревнуются на синхронной ледовой трассе заводского испытательного полигона. В этом году в Lada решили провести еще одну такую же гонку — для автожурналистов. Мне довелось поучаствовать в этом соревновании.

Что такое Гонка чемпионов

Первая гонка прошла в 1996 году. За годы в ней принимали участие свыше сотни Чемпионов России и Европы. Сергей Алясов, Кирилл Ладыгин, Алексей Дудукало, Борис Шульмейстер, Владимир Черевань, Егор Оруджев, Дмитрий Брагин, Виталий Петров, Алексей Лукьянюк, Михаил Алешин, Сергей Успенский и многие другие.

У гонки своя специфика — успех в другой дисциплине ничего не гарантирует. Инкар с проездом Кирилла Ладыгина с Виталием Петровым на штурманском месте показывает большие глаза последнего. “Что же ты не сказал, что будет так страшно? — Я говорил!”

В гонке 2019 года ни Чемпион Европы по ралли Лукьянюк, ни многократный Чемпион России по ралли Успенский, ни бывший пилот F1 Петров не смогли ничего противопоставить гонщикам заводской команды Lada Sport. Первым стал шестикратный победитель этой гонки Кирилл Ладыгин, вторым — Чемпион России по ралли-кроссу Егор Санин, третьим — Чемпион России по кольцевым гонкам Михаил Митяев.

Автомобили

Автомобили у всех участников одинаковые, фактически, это три пары одинаковых подготовленных специально для ледовых гонок Lada Vesta. Речь идет именно про обычную Vesta, а не Vesta Sport, что хорошо видно по стандартным передним крыльям и бамперам.

Под капотом — двигатель 21805-37 (R1). Объем 1.6 литра, 16 клапанов.Тут измененные впускные и выпускные коллекторы (никаких катализаторов!), прямоточный выпуск диаметром 63 мм, горбатые валы, дроссель диаметром 52 мм, специальная программа — все это увеличивает отдачу до 170 л/c при 6800 об/мин и 175 Нм при 5200 об/мин. Тех, кому кажется что это мало — отправляю перечитать пост Сергея Сударева про мифы в автоспорте.

КПП — кулачковая пятиступка, смонтированная в стандартном корпусе ВАЗовской механики. Главная пара 5.4, передаточные числа, соответственно, 2,667 / 1,933 / 1,538 / 1,316 / 1,143. Диаметр керамического ведомого диска сцепления 200 мм. Усиленные привода. Дифференциал — повышенного трения, проще говоря, самоблок.

Амортизаторы Demfi и пружины — специальные для зимних трековых гонок. Задняя балка усилена.Тормозная система также модифицирована. Тут два раздельных контура (перед-зад), давление в заднем контуре можно регулировать. В остальном, тормоза как на обычной Vesta.

Кузов облегчен и усилен, установлен омологированный каркас безопасности, спортивные сиденья, ремни, руль, приборная панель, переговорка, сетки на окна и так далее. Моторный отсек защищен мощной алюминиевой защитой. Шины Michelin — тренировочным шипом 1.5 мм. Снаряженная масса автомобиля составляет 1090 кг.

Трасса

Трасса в Сосновке — это две параллельные траектории длиной в 3300 м. Ледовое покрытие — толщиной 20 см.

На фотографии с коптера этого не видно, но трасса не только изобилует поворотами различной крутизны, но и имеет трехмерный рельеф. Спуски, подъемы, трамплины, спрыжки…

Все это делает езду по трассе невероятно захватывающей и интересной.

Схема заездов

Формат гонки идентичен международному ROC, Race of Champions. Гонка состоит из отборочных и финальных заездов по параллельным дорожкам. Первый день — квалификация, второй — заезды. Несмотря на довольно высокую безопасность трассы, отправить журналистов в одиночку на трассу организаторы не решились — штурманами -инструкторами стали опытные гонщики Lada Sport. Кирилл Ладыгин, Михаил Митяев, Владимир Шешенин, Михаил Грачев.

У каждого из участников Кубка Журналистов — два тренировочных заезда, затем квалификация, и на следующий день — отборочные заезды и финал для самых быстрых.

Как это было

Скажу честно, хотя я несколько раз попадал в призы на импровизированных соревнованиях на различных тест-драйвах, в настоящем автоспорте я себя еще никогда не пробовал. А о том, что это не просто покатушки, говорит не только рев моторов, резонирующий в лишенном шумоизоляции кузове.

Одним из моих соперников был Михаил Горбачев — Чемпион СССР по шоссейно-кольцевым автогонкам, ныне тренер по автоспорту и автор множества книг про управление автомобилем

Ремни намертво притягивают к креслу, холостой ход — в районе двух тысяч. В шлеме звучит голос штурмана. Просто тронуться на гоночной Vesta непросто — отпустишь сцепление на холостых, и мотор закашляется, не поедет. Нажмешь газ слишком сильно — и автомобиль вместо старта стоит на месте, копает лед шипами, под рев мотора и моргание разноцветных лампочек на панели.

Митяев объясняет: трогаться нужно с оборотов в 3000-3500, плавно отпуская сцепление. Делаю все супер-медленно, и все равно не получается! “Я сказал, плавно, а ты его бросаешь!” Реакция гоночной Vesta по педалям гораздо острее, чем у любого гражданского автомобиля, и к этому нужно привыкнуть.

Первый заезд — попытка привыкнуть к реакциям автомобиля на поворот руля, на сброс и нажатие газа. Важно не бросать газ там, где уже очень страшно, например, на входе в длинный “ипподромный” поворот, или на трамплине. К концу второго заезда начинает что-то получаться…

Старт. Первая, вторая до отсечки, третья… сквозь "ипподромный" поворот продолжаем разгоняться. К концу дуги — вторая, сброс газа, поворот руля… автомобиль начинает доворачивать кормой, скользить задними колесами. В тот момент, когда скольжение слегка замедляется, а автомобиль встает на траекторию — распрямляем руль, одновременно газ в пол. Нужно заставить мозг осознать, что между апексами вместо дуг поворотов — прямые линии, как кратчайшие расстояния между точками.

Блокировка диффа и тренировочный шип, неожиданно, вывозят. Тормоз на трассе нужен всего в паре мест, в остальных случаях достаточно короткого сброса газа и поворота руля для смены курса. И газ-газ-газ!

Для ошибок — широкое поле. Рано нажал газ на повернутых колесах, когда автомобиль еще несло в сторону бруствера — смачно впечатался в него бочиной. Срезал траекторию — не успел в следующий вираж, воткнулся в бруствер, сделал уши (как мой коллега Юрий Урюков в ходе тренировочных заездов).

Вообще, нужно понимать, что спортивный автомобиль — это расходник. За два дня у нас была одна крыша, один взорванный при перекруте мотор, несколько срезанных приводов, два лопнувших стандартных картера КПП.

Фото перевернутой машины сделал сам автор трюка

Чтобы вернуть в исходное состояние перевернутый автомобиль, его нужно будет полностью разбирать и везти на рихтовку и покраску — каркас не пострадал. А вот на замену приунывшего привода у механиков уходит около пяти минут.

Недокрутил, смалодушничал, переключился на следующую передачу сильно раньше отсечки (8500 об/мин) — проиграл в скорости сопернику. Перепутал передачу, воткнул вместо третьей первую — взорвался мотор…

Гоночная Vesta показала себе очень послушным автомобилем.прекрасный инструмент для оттачивания спортивного мастерства. Учитывая не глобальный масштаб доработок, понимаешь, что на Автоваз действительно проделали огромную работу, создав Vesta. Удачная машинка!

Два тренировочных заезда, один квалификационный, наутро — гонка. Квалификацию я откровенно провалил, поэтому оказался в сильной группе — потенциальный призер, замглавреда Auto.mail.ru, увлеченный раллист Юрий Урюков и известный в прошлом автогонщик, а ныне автор книг по управлению автомобилем, тренер по спортивному вождению Михаил Георгиевич Горбачев.

На трехминутной дистанции, Урюкову я проиграл полторы секунды, почти секунду Горбачеву; Вполне достаточно, чтобы не пройти в 1/8 финала. Видео моего позора:

Самое время снять шлем и комбинезон, и переквалифицироваться в фотографа. Благо, все равно нужно было тестировать новую камеру E-M1X от Olympus.

По ходу финальных заездов, практически все участники подобрались друг к другу. Напряжение росло, участники ехали быстрее, ошибались. Несколько поворотов трассы разрыли до грунта, и трасса из ледовой стала напоминать ралли-кроссовую. Зато зацеп увеличился, стало можно толкаться от брустверов…

Основная интрига ближе к финалу состояла соревновании между двумя опытными автогонщиками — Максимом Ахтямовым axmax и Владимиром Мельниковым из АвтоРевю. Максим, за которого я и болел, все таки вырвал победу, третьим стал Урюков, четвертым — мастер спорта, опытный гонщик ралли-кросса Денис Суворов.

Первый блин комом

Мой первый опыт в автоспорте оказался со спортивной точки зрения не слишком удачным — не хватило опыта. То, чему учили на курсах контраварийки, к спортивной езде на гоночной машине имеет весьма опосредованное отношение. Тренировочные шипы и блокировка диффа меняют поведение автомобиля на льду.

Увлечение красивыми скольжениями не помогает срезать десятые и сотые — скорее наоборот. Но зато можно утверждать, что в лишенном шумоизоляции, жестком кузове спортивного автомобиля начинаешь гораздо лучше понимать законы физики. А это, пожалуй, ключевое знание для любой езды на автомобиле — как спортивной, так и гражданской.

Текст и фото: Артем Ачкасов
***

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.